Хитросплетения игорного бизнеса. Азартная индустрия независимой Украины

19.02.2019

Ситуацию на современном украинском рынке азартных игр не критикует только ленивый. Официально любые игры на деньги в стране запрещены, исключение составляют только лотереи. Однако в действительности найти развлечения со ставками любому украинцу не составляет никакого труда. В городах почти в открытую работают залы игровых автоматов, действуют букмекерские конторы и тотализаторы, доступны популярные карточные кэш-игры. В интернете выбор азартных развлечений еще богаче и практически никак не контролируется государством.

Видя такое несоответствие между буквой закона и реальным положением дел, чиновники трубят о недополученных в бюджет государства средствах, а рядовые граждане просят оградить от повсеместного распространения соблазна хотя бы несовершеннолетних и лудоманов. Поклонники азартных развлечений приводят в пример опыт европейских стран, в которых азартные развлечения официально разрешены, но строго регулируются государством. А законопослушные бизнесмены заявляют, что готовы с ответственностью подходить к построению игорного бизнеса в цивилизованных условиях.

Реформа игорного законодательства назрела уже давно, и чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на сложившуюся ситуацию в сфере гемблинга на Украине.

Территория азарта в независимой Украине

Бум на азартные игры в новейшей истории Украины начался после распада Советского Союза. В 1990-е годы законодательство страны сильно отставало от появления новых реалий. Бурное развитие частного бизнеса практически никак не регулировалось, и каждый предприниматель пытался зарабатывать, как мог. Получившие широкое распространение игровые автоматы приносили своим владельцам сверхприбыли, при этом никаких особых требований к игорному бизнесу со стороны государства не предъявлялось. Создание игрового клуба формально приравнивалось к открытию торговой точки или к предоставлению людям таких безобидных услуг, как транспортные перевозки или ремонт обуви.

Зал игровых автоматов

В середине 1990-х на Украине повсеместно открывались залы игровых автоматов, а сам бизнес никак не регулировался

В то время ведение любого бизнеса регламентировалось законом «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 года, а организация азартных игр относилась к особому виду деятельности и в соответствии с постановлением Совета Министров УССР № 99 от 15 апреля 1991 года требовало оформления лицензии. Однако получение такой бумаги было формальностью, поскольку лицензия не накладывала на ее обладателя практически никаких обязательств. В ситуации, когда в Кодексе об административных правонарушениях еще с советских времен осталась статья за несанкционированную организацию азартных игр в общественных местах, любому дельцу было проще прикрыться получением лицензии, тем самым легализовав свой правовой статус.

Выдавался такой документ городскими и районными администрациями по месту деятельности предпринимателя и действовал не менее 3 лет.

Регулирование игорного бизнеса

Постепенно власти страны разобрались с самыми острыми проблемами, требующими первостепенного решения, и обратили свой взор в сторону фактически не регулируемого игорного рынка. Первые серьезные законодательные подвижки в этой сфере начались в конце 1990-х, когда залы с автоматами уже заполонили украинские города. Обозначение проблемы, по сути, сводилось к двум вещам. Во-первых, предстояло определиться с сутью самого явления. Во-вторых, выработать единые для всех правила, которые регламентировали бы проведение азартных игр, доступ к ним обычных граждан и отчисления с такой деятельности в казну государства.

Одним из первых нормативных документов, в которых оговаривались условия организации игорного бизнеса, стала Инструкция №86 Лицензионной палаты Украины от 11.09.98. В ней содержалась информация о правилах создания и содержания игорных заведений. В то время в стране практически не было профессиональных экспертов в этой сфере, поэтому чиновники действовали больше по наитию. Интересно, что это находило отражение в формулировках, которые появлялись в официальных бумагах и комментариях к законам:

Система налогового законодательства, регулирующая деятельность, связанную с предоставлением услуг в игорном бизнесе, существует лишь незначительное время. При этом не следует забывать, что в Украине отсутствует опыт и преемственность в области рынка игорных услуг, и создавать его правовую основу, включая налоговые нормы, пришлось по существу заново.

Налоги на проведение азартных игр

Первые требования к организаторам азартных игр разрабатывались без представления о специфике рынка

Несмотря на новизну явления и отсутствие преемственности игорного опыта в стране, законодателям удалось сформулировать первое емкое определение азартных игр, к которому впоследствии они возвращались неоднократно:

«Азартная игра» – игра, участие в которой позволяет приобретать деньги, другое имущество или имущественные права, результат которой определяется действиями, полностью или частично основанными на случае; при этом участник азартной игры рискует лишиться ставки, внесенной за право участия в игре.

Такой подход к рассматриваемому термину позволил украинским законодателям разработать первую классификацию азартных игр:

  1. Игры случая, исход которых определяется в ходе непреднамеренного выбора результата с равномерно распределяемой вероятностью выигрыша. В эту группу вошли игральные автоматы, рулетка, кости, бинго и лотереи.
  2. Игры на способность, в которых выигрыш в той или иной степени зависит от умений и способностей участника. Прежде всего, это карточные игры на деньги.
  3. Тотализаторы, или ставки на спорт в букмекерских конторах, на ипподромах и т.д.
  4. Пари на деньги, в которых организатор игры оговаривает с участниками вероятность наступления того или иного события и обязуется выплатить выигрыш в случае, если исход был предугадан разместившей ставку стороной.

С самого начала создания игорного законодательства нелегальными были признаны ставки на бои с участием животных, в результате которых животные могут погибнуть или получить увечья. Тогда же в нормативных актах был подтвержден запрет на доступ к азартным развлечениям несовершеннолетним гражданам, а к функционированию заведений стали предъявляться особые условия.

Требования к организаторам азартных игр

Помещения с игральными автоматами и другими играми на деньги должны были иметь отдельный вход, а их интерьер скрыт от взгляда обычных прохожих. В залах и казино запрещалась игра на наличные деньги, любая валюта предварительно обменивалась на специальные жетоны или фишки.

Требования к игорным клубам

В конце 1990-х украинские власти попытались навести порядок на хаотично сформировавшемся рынке гемблинга

Предприниматели были обязаны приобретать патенты, стоимость которых варьировалась в зависимости от вида игры. За каждый игровой автомат ежегодно приходилось платить 700 гривен, или 200 долларов по действовавшему на тот момент курсу. За место для розыгрыша денежных призов – 2400 гривен (около 700 долларов), за стол в казино – 24000 гривен (почти 7000 долларов), а за рулетку – 32000 гривен (чуть более 9000 долларов). Минимальная заработная плата в стране тогда составляла 74 гривны, то есть, ежемесячное взнос за игровой автомат обходился бизнесмену дешевле, чем содержание самого низкооплачиваемого сотрудника. Стоит ли говорить, что эффективность устройства была в разы выше. А налог на прибыль устанавливался тогда на уровне 30%, при этом компании освобождались от уплаты НДС.

Долгое время надзорные органы сквозь пальцы смотрели на плодящиеся как грибы после дождя залы игровых автоматов и практически никак не реагировали на растущее в обществе недовольство относительно несоразмерного распространения азартных игр. В начале 2000-х негативное общественное мнение по этому вопросу уже нельзя было не замечать. Власть имущие все чаще стали обращаться к теме наведения порядка на стихийно развивающемся рынке. Кто-то открыто боролся с игорным бизнесом как таковым, кто-то настаивал на том, чтобы отношения между государством, предпринимателями и игроками просто были направлены в цивилизованное русло. Однако ни один законопроект, принципиально меняющий подход к развитию сферы гемблинга тогда принят не был.

Запрет азартных игр

Растущее напряжение вылилось в радикальную смену вектора под действием внешних факторов. Вседозволенность на рынке азартных игр в одночасье сменилась полным их запретом. Это случилось после крупного пожара в зале игровых автоматов «Метро Джекпот» в Днепропетровске 7 мая 2009 года. В огне погибло 9 человек, еще 11 получили сильные ожоги. Всего на момент происшествия в зале находилось около 60 человек. Причиной пожара на улице Гагарина, 127 стало самопроизвольное возгорание игрового аппарата в клубе, расположенном на первом этаже жилого дома. Трагедия вызвала широкий общественный резонанс и стала своеобразным катализатором для взрыва народного негодования, направленного на все игорные заведения в стране.

Посетители игрового клуба погибли в огне

При пожаре в днепропетровском зале игровых автоматов погибло 9 человек

Дальнейшие события развивались стремительно. Сначала глава Днепропетровской области Виктор Бондарь подписал указ о закрытии всех залов игровых автоматов и казино до выяснения причин происшествия. Затем премьер-министр Юлия Тимошенко выпустила постановление о временном прекращении действия всех лицензий на игорный бизнес. А уже через неделю, 15 мая 2009-го в Верховной Раде Украины вынесли на голосование закон №4268 «О запрете игорного бизнеса в Украине». Принятие документа поддержало более ⅔ народных избранников – 340 из 442 присутствующих на заседании. 4 июня новый закон поступил на подпись президенту Виктору Ющенко, однако тот не одобрил инициативу депутатов. Президентское вето оказалось преодолено Радой 25 июня, и закон о запрете игорного бизнеса вступил в силу. Юлия Тимошенко заявила, что теперь страна может жить спокойно, духовно и морально:

Кто-то говорит, что это бизнес, и что кто-то потерял доходы, доходы и работу. Если так говорят, то и распространение наркотиков - это бизнес, который дает прибыль и дает работу. Я воспринимаю одинаково наркобизнес и игорный бизнес.

Еще до трагического происшествия в Днепропетровске Юлия Тимошенко на посту премьер-министра выступала с жесткой критикой игорного бизнеса в стране. Она неоднократно призывала ужесточить требования к залам с игральными аппаратами или вовсе закрыть их. Однако даже в ее Кабинете министров существовали иные взгляды на данный вопрос. В 2008-м в Министерстве финансов был разработан законопроект, предполагающий не запрещение азартных игр, а их строгое регулирование. Глава ведомства Денис Фудашкин отстаивал европейскую концепцию развития индустрии. Бизнес предлагалось лицензировать и укрупнять, к владельцам должны были предъявляться особые требования по месту расположения заведений и организации работы в них, за несоблюдение которых предпринимателям грозили крупные штрафы.

Отстоять собственную точку зрения Юлии Тимошенко фактически помогла ситуация с пожаром в игровом зале. Однако действовать пришлось быстро и самым жестким образом. Компромиссные пути с переносом казино и клубов в особые зоны, как это предполагалось сделать в России, на фоне общественного негодования казались полумерами. Премьер-министр воспользовалась случаем и пошла по пути полного запрета азартных игр. Свою роль в этом сыграл и глава Днепропетровской облгосадминистрации Виктор Бондарь, который открыто поддерживал Тимошенко.

Юлия Тимошенко

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко воспользовалась трагедией в Днепропетровске, чтобы полностью запретить азартные игры в стране

С принятием документа украинская гемблинг-индустрия в одночасье оказалась у разбитого корыта. В стране официально были запрещены любые азартные игры, однако операторы не спешили уходить с рынка. Растерянность предпринимателей, связанная со скоротечностью принятия судьбоносного для них решения, сменилась желанием посмотреть на развитие ситуации, потому что никаких жестких методов зачистки рынка со стороны государства после принятия закона не последовало.

Согласно букве закона, на владельца нелегального бизнеса налагался штраф в размере 8000 минимальных зарплат, все оборудование заведения изымалось и уничтожалось, а доход клуба или казино перечислялся в бюджет государства. На момент подписания документа минимальная зарплата на Украине равнялась 625 гривнам, то есть, сумма штрафа достигала 5 млн гривен, или свыше 650 тысяч долларов. Такую картину борьбы с преступным явлением рисовали нормативные акты. На деле правоохранители не торопились претворять в жизнь волю законодателей. За первые месяцы действия новых правил в стране было составлено всего 196 протоколов об административном правонарушении и конфисковано 4809 автоматов. Десятки тысяч одноруких бандитов по всей Украине по-прежнему оставались в строю.

Лишенные лицензии казино и игорные клубы формально объявили о закрытии. В реальности операторы просто сняли со своих зданий вывески и световые коробы с кричащей рекламой и на время затаились. Игорный бизнес Украины в прямом и переносном смысле ушел в тень. Поначалу клубы продолжали работать только для постоянных проверенных клиентов, но это оказалось нерентабельным. Недобросовестные операторы задумались, как вернуть былой поток посетителей и не оказаться пойманным за руку.

Владельцы бизнеса стали договариваться с правоохранительными органами о курировании конкретных точек. Постепенно это явление стало настолько распространенным, что даже появились твердые расценки на крышевание залов. Прейскурант имел вполне прозрачную методику расчета. Величина взяток зависела от региона, величины клуба и его расположения в населенном пункте, и составляла от 500 до 10000 долларов ежемесячно.

Рост популярности онлайн-казино

Как ни странно, уходу игорного бизнеса в подполье способствовали и объективные достижения технического прогресса. К 2010 году развитие интернета достигло такого уровня, когда азартные развлечения в онлайне уже не уступали по качеству и набору функций обычным аппаратам из наземных заведений. Большая часть населения Украины к тому моменту не просто имела доступ к Всемирной паутине, но и активно использовала электронные платежные системы. Онлайн-казино стали полноценной заменой залам с автоматами, а их потенциальная аудитория оказалась еще шире. Освоение игорным бизнесом новых территорий пошло примерно по той же схеме, как в свое время это происходило на улицах реальных городов. Без запретов и ограничений, без внимания со стороны государства.

Операторы онлайн-казино никак не регистрировали свою деятельность в стране, а для размещения сайтов использовали международные доменные зоны. Сервера виртуальных заведений находились под юрисдикцией других государств, а управление компаниями велось через оффшорные зоны.

Развитие интернет-технологий также повлияло на своеобразное перепрофилирование классических залов игровых автоматов, превратив их деятельность из незаконной в полулегальную. Находчивые предприниматели начали заменять обычные слот-машины на персональные компьютеры, на которых и запускали эмуляторы азартных игр на деньги. Клиенты через кассу зачисляли на свой счет некую сумму, а по завершении сеанса могли обналичить свой выигрыш, если таковой случался.

Интерактивные клубы с азартными играми

С развитием технологий классические слот-машины в игровых клубах Украины начали заменять на обычные компьютеры с особым ПО

Заведения стали называться интерактивными клубами и интернет-кафе. Для доказательства незаконной деятельности таких точек требовались специальные технические экспертизы и куда больше времени, чем в случае с залами игровых автоматов. Вкупе с отстегиванием части дохода от нового бизнеса полиции это привело к тому, что интерактивные клубы де-факто оказались вне правового поля и продолжали спокойно работать. В интернете появились объявления о создании интернет-клубов под ключ, а на улицах вновь стали красоваться вывески игорных заведений. Незаконный бизнес породил огромное количество обслуживающих организаций.

В 2011-м чиновники обратили внимание на новую волну распространения азартных игр за счет привлечения в индустрию современных технологий. 18 мая того же года вступил в силу закон, запрещающий интерактивные клубы, эмуляторы игровых автоматов на деньги и ставки в электронных казино. Впрочем, в документе никак не расшифровывались понятия интерактивного клуба и компьютерной симуляции азартных игр, поэтому на реальную ситуацию он никак не повлиял.

Дискуссии о легализации игорной индустрии

Первые разговоры о легализации азартных игр на Украине стали вестись сразу же после принятия закона о полном запрете игорного бизнеса в 2009 году. Причем подобная инициатива исходила не от представителей бизнеса или населения, а от государственных органов. Концепция законопроекта от Министерства финансов была готова спустя всего два месяца после вступления в силу запрета. Идея состояла в том, чтобы регулировать количество официальных клубов и казино за счет стоимости лицензии и строгого ограничения перечня мест, где они могут размещаться. Приоритет отдавался большим помещениям не менее 500 кв м в зданиях четырех- и пятизвездочных отелей. Также продвигалась идея о создании специальных игорных зон. В той же концепции, кстати, был затронут вопрос о легализации букмекерских контор и определении правового статуса зарождающихся онлайн-казино.

Предполагалось, что лицензия будет бессрочной, а ее стоимость станут определять в зависимости от вида игорного бизнеса: 1 млн гривен за организацию азартных игр в букмекерских конторах и в виртуальных игорных заведениях, 2 млн гривен за деятельность клубов и казино, 5 млн гривен за производство и продажу оборудования. При этом уставный капитал БК определялся в размере не менее 5 млн гривен, а игорных заведений – 10 млн гривен. С полученных доходов планировалось удерживать 15%-ный налог.

По оптимистичной оценке создателей концепции статус закона этот документ должен был получить еще до конца 2009 года. В комментариях юристы указывали на общественную значимость предложенных нововведений, поскольку это должно было вытеснить с рынка мелких операторов, которые чаще шли на сознательное нарушение правил, и упорядочить сферу гемблинга, взаимодействуя с крупными игроками. Именно это в конечном итоге и застопорило процесс. Документ затрагивал интересы такого числа влиятельных представителей бизнеса, что даже на стадии утверждения концепции лоббисты не могли договориться друг с другом. В сильно измененном виде законопроект дошел до обсуждения в Верховной Раде только в 2011-м, но после жарких дискуссий вновь отправился на доработку.

Спортивный или азартный?

Несмотря на то, что закон 2009 года вывел за рамки правового поля букмекерские конторы и ставки на спорт, некоторое время на Украине еще оставалась легальной одна спортивная игра на деньги. Покер был признан официальным видом спорта указом профильного министерства 31 января 2008 года. К тому времени в стране уже действовали профессиональные покерные сообщества и клубы, в интернете набирали силу виртуальные покер-румы. Довольно быстро Украина вступила в Международную федерацию покера (IFP) и стала играть заметную роль на мировой арене. Здесь проводились крупные турниры престижных серий и вовсю развивалось покерное движение.

В той спешке, в которой под давлением внешних факторов принимался закон о запрете азартных игр, о покере никто не вспомнил. Вся мощь законодательной машины была направлена на закрытие залов игровых автоматов и казино. Формально карточные игры на деньги тоже оказались вне закона, однако спортивный покер, по официальной версии, к азартным играм не относился. Это позволило владельцам покерных клубов отстаивать свои заведения и фактически прикрывать проведение кэш-игр отсылками к реестру официальных видов спорта. Другим немаловажным фактором роста популярности покера на Украине стал запрет на азартные игры в России, где покер попал под раздачу вместе с игровыми автоматами, рулеткой и блэкджеком. Теперь жители соседнего государства с удовольствием участвовали в украинских покерных мероприятиях.

 Покерные турниры на Украине

В течение нескольких лет после признания покера спортивной дисциплиной на Украине активно развивалось профессиональное покерное движение

Официальные лица вспомнили о покере в конце 2009-го. 24 декабря Министерство юстиции попыталось отменить приказ Минспорта о признании покера видом спорта. Под давлением профессиональных ассоциаций официальный статус популярной карточной игры тогда удалось отстоять, правда, вопрос о запрете покера стал регулярно обсуждаться на разных уровнях законодательной и исполнительной власти.

Чтобы прекратить эти споры, активисты обратились за разъяснениями в коллегию Высшего административного суда Украины. Благодаря этому в 2013 году появилось довольно четкое определение, гласящее, что спортивный покер – это интеллектуальная игра, которая не относится к разряду азартных. Основной особенностью покера был признан соревновательный характер, основанный на мастерстве участников турниров просчитывать разнообразные комбинации. Важным дополнением являлся тезис о том, что спортивный покер не предусматривает уплату игроком денежных средств для участия в состязаниях и не предполагает получение выигрыша или приза в любом виде.

Казалось бы, после подобного комментария со стороны судей все разногласия должны остаться в прошлом. Однако всего через несколько месяцев министр молодежи и спорта Украины подписал приказ об исключении спортивного покера из реестра официальных дисциплин. Сделано это было под разговоры о скорой легализации азартных игр, что позволило бы проводить покерные турниры с денежными призами в рамках более подходящего для этого закона.

Временный запрет

Следующие четыре года стали периодом безвременья для украинского покера. Обещанного закона о легализации азартных игр так и не появилось, а о былой славе национальных покерных федераций чиновники как будто забыли. Как это часто случается в украинской действительности, спортивный покер вернули в правовое поле так же неожиданно, как в свое время вычеркнули его оттуда. 16 августа 2018 года министр спорта Игорь Жданов подписал приказ о внесении игры в реестр официальных видов спорта.

Такая непоследовательность в действиях вызвала массу вопросов. Местные СМИ связали этот факт с лоббистской деятельностью заместителя министра финансов Сергея Верланова, который является соучредителем Федерации покера Украины. Верланов долгое время убеждал чиновников в необходимости снять законодательный запрет на все азартные игры, а свой пост в Кабинете министров он занял всего за месяц до принятия решения, повлиявшего на дальнейшую судьбу покера на Украине.

Само по себе причисление покера к официальным видам спорта без дополнительных разъяснений и нормативных актов породило гораздо больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, покерные клубы в Киеве, Одессе, Львове и других городах могут выйти из тени. Более того, школы спортивного покера теперь формально могут проводить занятия даже для детей – это официальный вид спорта, как футбол, бокс и шахматы. С другой стороны, непонятно, по какой линии должен проходить водораздел между спортивной и азартной игрой. Если ориентироваться на определение коллегии Высшего административного суда от 2013 года, то окажутся запрещены не только кэш-игры, но и официальные международные турниры, непременной характеристикой которых являются многомиллионные призовые фонды. Наконец, повлияет ли признание спортивного покера на легализацию онлайновых покер-румов? На все эти вопросы еще предстоит ответить чиновникам.

Монополия на азарт

Даже самые ярые противники игр на деньги нередко забывают, что под запрет на Украине изначально попали далеко не все виды азартных развлечений. Одна разновидность была полностью вынесена за скобки – это лотереи. В сложившихся условиях их операторы получили огромные преференции от государства, что в конечном итоге также повлияло на хаотичное распространение нелегальных игр.

На самом рынке украинских лотерей в новых общественных и экономических условиях после распада СССР все тоже начиналось с хаоса. Отсутствие внимания к данной сфере со стороны государства привело к тому, что лотерейные компании появлялись в стране как грибы после дождя. К 1995 году общее количество операторов достигало 92! Отсчет новейшей истории начался в 2001 году, когда лицензии на проведение гослотерей сроком на 12 лет были выданы всего четырем компаниям: Украинской национальной лотерее (УНЛ), «Молодьспортлото» (М.С.Л.), ЗАО «Патриот» и, как ни странно, кредитно-финансовой организации «Ощадбанк». Банк от несвойственной ему деятельности фактически устранился, оставив поле для конкуренции трем операторам.

Государственные лотереи Украины

После запрета азартных игр на рынке гемблинга Украины легально остались только операторы лотерей

Несколько лет эта площадка была формально доступна для новых игроков, однако уже в 2005 году Верховная Рада объявила о моратории на выдачу новых лицензий для организации лотерей. Главный посыл законодателей заключался в необходимости изменения правил регулирования рынка, и пока этого не произошло, появление новых операторов называлось неоправданным. Работа над новым законом затянулась на 7 лет. Зато принятый в спешке документ о запрете азартных игр натолкнул представителей теневого бизнеса на новый способ обойти ограничения. Формально игорные лицензии на Украине остались только у операторов лотерей, а пункты их распространения могли открываться по франшизе. В стране начали появляться точки распространения УНЛ и МСЛ, под вывесками которых велись привычные игры на деньги всех видов.

Об изменении законодательства о гослотереях к 2012 году заговорили сами операторы. У них заканчивался срок выданные в 2001-м лицензий, а о получении новых в условиях действующего моратория не могло быть и речи. К этому моменту одной из наиболее эффективных компаний в сфере лотерейных розыгрышей стала МСЛ, которая ежегодно пополняла государственную казну на 125 млн гривен. Общий размер перечислений от операторов в бюджет страны составлял, по разным данным, 200 млн гривен.

В новом законе по-прежнему продвигалась идея госмонополии на организацию лотерей делегированием этого права ограниченному числу компаний. Из проекта загадочным образом исчезло положение об обязательном перечислении средств от проведения лотерей на социальные нужды, а точнее – об их целевом использовании для поддержки спорта и системы здравоохранения. При этом законодатели рассчитывали увеличить поступления в бюджет от проведения лотерей до 1 млрд гривен в год. В документ внесли целый ряд ограничений для операторов, которые защищали бы лотерейный рынок от появления на нем новых игроков. Уставный капитал таких компаний теперь не мог быть менее 120 млн гривен, а на банковском счету должна всегда оставаться сумма, призовому фонду розыгрышей. Но главным фактором, препятствующим выходу компаний на рынок, оказалась отнюдь не финансовая составляющая. В законе появилась статья, в соответствии с которой любой оператор должен быть представлен в лотерейной сфере Украины не менее 10 лет, а сеть его распространения должна включать не менее 5000 электронных терминалов по всей стране.

При этом вопрос о выдаче лицензий формально решен не был. В законе о лотереях просто появился пункт о необходимости уточнения правил лицензирования, а Министерство финансов фактически продлила действие существующих у операторов бумаг особым распоряжением. В течение пяти лет после принятых изменений представители ведомства постоянно обещают решить вопрос «в кратчайшие сроки».

Главные игроки на азартном рынке Украины

К 2019 году из-за отсутствия жесткой позиции государства относительно распространения азартных игр в стране сложилась ситуация, в которой игорная индустрия представлена целым рядом компаний. Лишь несколько из них действуют на основании буквы закона и имеют право на проведении строго оговоренного вида азартных игр (лотерей). Остальные работают полулегально, прикрываясь профильными лицензиями других юрисдикций, или организовывая игорный бизнес под видом не запрещенной законом деятельности.

Украинская национальная лотерея (УНЛ)

Официальный оператор государственных лотерей, работающий в игорной сфере с 1997 года. На текущий момент это самая старая компания на регулируемом рынке азартных игр Украины. Несмотря на общенациональное значение компании, на которое указывает и ее название, «Украинская национальная лотерея» все годы оставалась частным предприятием со 100%-ным иностранным капиталом.

Основателем УНЛ является американец Уильям Френсис Флинн. Вскоре после создания компании жителем Флориды права на нее перешли холдингу Olympic Gold Holdings Limited, который управлялся инвесторами из западноевропейских стран. В марте 2016-го УНЛ снова сменила собственника, права на оператора лотерей получила зарегистрированная на Кипре компания Efamiando Holdings Limited. Наконец, в начале 2018-го единоличным владельцем УНЛ стал британский подданный Майкл Джон Фогго. Его интересы во время заключения сделки представляла компания Hong Kong Rui Bo Investment Limited, а сам бизнесмен занимался инвестициями в финансовый сектор, недвижимость и медийные ресурсы преимущественно в Китае и странах Азии.

Майкл Джон Фогго

Владелец Украинской национальной лотереи Майкл Джон Фогго

Сам Фогго после приобретения компании заявлял, что тщательно оценивал риски для таких инвестиций и подчеркивал, что хорошо знаком с принципами организации лотерейного бизнеса в Великобритании, Франции и США. Решающим, по его словам, фактором стала оценка перспектив развития лотерейного рынка на Украине. Британец считает, что распространение лотерей в стране негативно влияют три причины:

  • системный экономический кризис и, как следствие, ограниченная платежеспособность населения;
  • негативный имидж государственных лотерей из-за отсутствия вложений в эту сферу;
  • скептическое отношение людей к азартным играм в целом из-за информационного фона, который формируется бесконечными сообщениями о невозможности законодательно регулировать игорный бизнес.

Фогго полагает, что принятие закона об игорной деятельности и решение первостепенных экономических проблем заставит украинцев по-новому взглянуть на лотереи. Сами операторы могут повлиять на ситуацию, участвуя в консультациях при подготовки нормативной базы, а также развивая и пропагандируя свои продукты. Лотерейные компании должны следовать современным трендам, обращаться к новейшим технологиям и наполнять рынок новыми предложениями.

Долгое время деятельность «Украинской национальной лотереи» связывали с именами видных украинских политиков и бизнесменов. В частности, местные СМИ причисляли к бенефициарам компании относили депутатов Верховной Рады из «Блока Петра Порошенко» Александра Третьякова и Глеба Загория, а также мультимиллионера и основателя UMH group Бориса Ложкина, который с 2014-го по 2016-й годы занимал должность главы Администрации президента. Нынешний владелец УНЛ отрицает любые связи с украинскими бизнесменами и политиками, и даже собирался судиться со СМИ за распространение такой информации. Джон Фогго называет УНЛ законопослушным и прозрачным бизнесом и заявляет, что ни у названных лиц, ни у кого бы то ни было еще на Украине нет реальных долей в бизнесе или преференций на выкуп опционов.

Сейчас в портфеле «Украинской национальной лотереи» насчитывается 16 мгновенных лотерей с бумажными билетами и ставками в онлайне и 4 тиражные лотереи. При этом в Едином реестре государственных лотерей за УНЛ закреплено 39 брендов и только 3 из них официально прекратили свое существование.

В начале 2000-х оператор занимался проведением «Национальной лотереи 6 из 39», затем выпустил на рынок «Кено» и «Супер Лото». В конце 2002 года появилась лотерея «Бинго Бум Лото», которая просуществовала всего один год. В середине 2004-го оператор представил игру «Лото Тройка», в 2008-м – «Лото Максима» с (5 из 45), в 2011-м – «Секунда удачи». В 2016 году УНЛ внесла в реестр лотерей 3 новых наименования, в 2017-м – 9, в 2018-м – 18. На текущий момент флагманскими брендами УНЛ являются «Супер Лото», «Кено», «Лото Максима» и «Лото Тройка».

УНЛ постоянно находится в поиске новых решений и нестандартных способов привлечения клиентов. Именно этот оператор стал первым на территории постсоветских стран, кто всерьез стал заниматься развитием сайта и предложил пользователям онлайн-лотереи, которые позволяют дистанционно размещать ставки и получать выигрыши уже на следующий день после проведения розыгрыша.

Государственная тиражная лотерея «Супер Лото» от УНЛ считается одной из самых популярных на Украине. Минимальный размер джекпота в ней составляет 3 млн гривен, а в 2018 году в «Супер Лото» был сорван самый большой денежный приз в истории украинских лотерей – 15,2 млн гривен! За все время существования «Украинской национальной лотереи» оператор выплатил в качестве призов свыше 580 млн гривен. Физическая сеть распространения УНЛ насчитывает 5200 терминалов по всей стране. «Украинская национальная лотерея» входит в состав Европейской ассоциации лотерей и тото (European Lotteries and Toto Association, AELTE) и является участником Всемирной лотерейной ассоциации (World Lottery Association, WLA).

В начале 2019 года УНЛ запустила новую версию сайта, который стал еще удобнее для поклонников онлайн-розыгрышей. Здесь же можно приобрести и проверить билет обычной тиражной лотереи, получить выигрыш, используя электронные платежные системы. Несмотря на формальный запрет в стране букмекерских контор услуги букмекеров открыто представлены на новом сайте в разделе «Ставки на спорт». Пользователи могут выбрать один из четырех известных брендов и сделать свой прогноз:

  • Pari Match
  • Bazabet
  • Фаворит Спорт
  • Fortuna Live

Услуга формально подается как лотерея, в которой игроку нужно угадать результат спортивных событий, включенных в программу тиража. Практически все известные виды спорта перечислены в перечне событий таких лотерей на сайте УНЛ, там же предполагается размещение перечня пунктов приема ставок ПариМатч, Базабет, Фаворит Спорт и Фортуна Лайв, который, впрочем, после запуска нового сайта пока остается пустым.

Отделение Фаворит Спорт на продуктовом рынке

Лотомаркеты и букмекерские конторы на улицах украинских городов формально прикрываются сотрудничеством с операторами лотерей

Отдельным блоком на сайте выделены фактически самостоятельные бренды так называемых интерактивных мгновенных лотерей:

  • Космолот
  • Платинум
  • Золотой кубок
  • Blitz

Эти бренды также развиваются под крылом УНЛ и имеют сеть салонов по всей стране. Главной отличительной особенностью этих лотерей является их проведение на электронных терминалах, которые визуализируют работу генератора случайных чисел. Формально под такое хитрое определение лотерей подпадают даже классические игровые автоматы.

Лотереи МСЛ

Общество с ограниченной ответственностью «М.С.Л.» было образовано в 1998 году, однако новый оператор государственных лотерей появился не на пустом месте и имел богатую предысторию работы на украинском рынке. Формально компания является правопреемником крупнейшего советского оператора «Спортлото», который имел региональные подразделения в различных республиках СССР. После распада Союза на базе этих предприятий была основана государственная корпорация «Молодьспортлото», которая в 1998-м и была реорганизована в «М.С.Л.».

Сейчас уставный капитал оператора составляет 137,8 млн гривен. По данным из СМИ, более 99,9% компании принадлежит зарегистрированному на Кипре холдингу Evolot Limited, единственным бенефициаром которого является некий Маркос Шиапанис. Этот бизнесмен в свое время управлял компаниями «Мибс Трэвел» и ABO Holdings, а также был связан с владельцами российского консорциума «Альфа-Групп». В начале 2000-х киприоту принадлежало всего 40% «М.С.Л.», а основным собственником была компания «Олимпик Трейдинг» под руководством Георгия Ложенко и Сергея Березовенко. В МСЛ они занимали посты генерального директора и председателя собрания учредителей, соответственно. После смены собственника минимальные доли порядка 0,02% на каждого достались вице-президенту МСЛ Ивану Зализняку и бывшему руководителю юридического департамента компании Даниилу Гетманцеву.

Маркос Шиапанис

Владелец лотерейной компании «М.С.Л.» Маркос Шиапанис

Главным вектором развития «Молодьспортлото», а затем и «М.С.Л.» была разработка новых продуктов и следование современным трендам в сфере лотерейного бизнеса. В 1993 году именно этот оператор вышел на рынок с первыми на Украине мгновенными лотереями «Фортуна молодежи» и «Олимп». В 1995-97 годах на национальном телевидении транслировались розыгрыши «Золотого колеса». Тогда же по заказу оператора был создан первый украинский лототрон, с помощью которого в прямом эфире проводились тиражи числовых лотерей «Украинское спортлото». После реструктуризации компании в 1998 году продолжилась работа по выводу на рынок новых мгновенных лотерей. В частности, появились скретч-карты «Гороскоп», «Олимпийская», «Авто-лото», «Остров сокровищ», «Казино». Последняя представляла собой карточку с отсылкой к главным азартным развлечениям – рулетке, блэкджеку, игровым автоматам и игре в кости.

В конце 1998 года «М.С.Л.» начала создавать собственную сеть лото-терминалов по всей стране. Современные электронные устройства позволяли проще осуществлять ставки и получать выигрыши. Такие автоматы были рассчитаны на более продвинутую молодую аудиторию. Вскоре в портфолио компании появились лотереи, и вовсе ориентированные на детей. Формально оператор не привлекал несовершеннолетних к запрещенным для них азартным играм, однако тематика лотерей «Лакомый кусочек» и «Крестики-нолики» указывала на обратное. В первой мгновенной лотерее использовались образы героев из популярных детских мультфильмов и комиксов, основой для второй лотереи стала простая игра, знакомая любому школьнику.

В 1999-м «М.С.Л.» запустила новую тиражную лотерею «Лото Забава», в 2004-м – квартирную лотерею «КТО ТАМ». В начале 2000-х появился первый сайт «М.С.Л.» с интернет-лотереей «Виртуальное казино». С тех пор оператор уделял большое внимание разработке онлайн-продуктов. Это направление получило бурное развитие после подписания партнерского договора с Scientific Games, в результате которогов 2007 году появилась новая серия мгновенных лотерей под брендом «Швидкограй». Билеты распространялись в бумажном и электронном виде, постепенно бренд стал узнаваемым и популярным, новые игры в этой серии появляются до сих пор.

Осенью 2013-го одновременно появилось сразу две новые тиражные лотереи «ТИП» и «ТОП». Первые полтора года розыгрыши проводились с использованием лототронов дважды в день с телевизионными трансляциями. В мае 2015-го оператор перешел на использование виртуального генератора случайных чисел. Эти лотереи до сих пор остаются одними из наиболее популярных в портфеле МСЛ. Также к флагманам можно отнести «Лото-Забава», «КТО ТАМ», «Спортлига», «Мегалот», «Спортпроноз» и серию «Швидкограй», в которую сейчас входит 29 различных мгновенных лотерей.

В общей сложности «М.С.Л.» представляет на рынке более 80 продуктов. В Едином реестре государственных лотерей за оператором закреплено 124 наименования игр, из них только 29 официально объявлены завершенными. Компания является участником Европейской ассоциации лотерей и тото, Европейской лотерейной ассоциации и Всемирной лотерейной ассоциации. По всей Украине расположено более 6500 точек продажи МСЛ.

Лотомаркет Спортлига

Под брендом МСЛ развиваются сети лотомаркетов Спортлига, Спортпрогноз, Мегалот, Золотая подкова и другие

Широкая сеть распространения лотерей «М.С.Л.», как и в случае с УНЛ привела к тому, что точки продаж стали использоваться для организации незаконных азартных игр под видом лотерейных розыгрышей. В заведениях принимаются ставки на спорт, устанавливаются эмуляторы игровых автоматов. Для псевдолотерейных розыгрышей пользуются платформами «Чемпион» и Simple Games, уровень отдачи которых не превышает 70%. Именно это программное обеспечение и отвечает за визуализацию генератора случайных чисел, а проще говоря, под видом лотерей открывает доступ к обычным видеослотам. Нередко такие развлечения предоставляются населению в лотомаркетах под уже раскрученными брендами:

  • Спортлига
  • Спортпрогноз
  • Мегалот
  • Золотой триумф
  • Золотая подкова
  • Лото-Забава

В большинстве случаев игры организуются полуподпольно в открытых по франшизе М.С.Л. клубах, иногда использование вывесок с упоминанием известного оператора происходит без каких-либо юридических оснований. В каждом случае основным выгодоприобретателем оказывается собственник игорного клуба, который, как правило, самостоятельно договаривается с местными правоохранительными органами о лояльном отношении к нелегальному бизнесу с их стороны. По сообщениям СМИ, в случае оформления официальной франшизы, около трети прибыли перечисляется оператору М.С.Л. Ежемесячные расходы на расположение со стороны полиции варьируются от 10 тыс. до 200 тыс. гривен в зависимости от региона и конкретного адреса, аренда помещений и оплата сотрудникам обходится в общей сложности в 200-300 тыс. гривен. При этом оборот заведения средних размеров в людном месте в Киеве может достигать более 2 млн гривен в месяц.

Оператор гослотерей «Патриот»

Третьим крупным игроком на лотерейном рынке Украины в период первых попыток государственного регулирования этой сферы стало приватное акционерное общество «Патриот». Как и в случае с М.С.Л. развитие компании основывалось на наследии, оставшемся со времен Советского Союза. Компания была основана в 1997 году при участии бывшего ДОСААФ, которое в новейшей истории страны стало называться Обществом содействия обороне Украины. Оператор принадлежал компании «Украинские лотереи», конечным бенефициаром которой через кипрский холдинг Cehriba Investments Limited выступал российский миллиардер Олег Бойко, известный в игорной индустрии благодаря развитию сети игровых клубов «Вулкан». Во второй половине 2016 года появилась информация, что компания «Патриот» перешла в собственность украинского бизнесмена, экс-главы правления «Ощадбанка» Александра Морозова.

Билет моментальной лотереи «Сафари»

Оператор «Патриот» долгое время активно развивал направление моментальных лотерей

С момента образования оператор сконцентрировался на разработке и продвижении мгновенных лотерей. Сейчас в Едином реестре государственных лотерей за «Патриотом» числится 34 действующих бренда, среди которых «Первая благотворительная лотерея», «Момент Лото», «Фарт», «Козырная масть», «ШансЛото», «Свое жилье», «Азарт» и многие другие. Максимальный размер денежных призов в отдельных лотереях превышает 1 млн гривен. Билеты распространяются благодаря широкой партнерской сети, включающей около 12 тысяч отделений Укрпочты и 5 тысяч офисов Ощадбанка.

Оператор активно развивался до 2014 года, по итогам которого отчисления в государственный бюджет превысили 188 млн гривен. В 2015-м президент Украины Петр Порошенко подписал указ о блокировании активов оператора в связи с наличием у компании российских владельцев. Несмотря на то, что после этого у организации сменился собственник, доля оператора на рынке сильно уменьшилась. Кстати, санкции вводились и в отношении М.С.Л., однако связь этого оператора лотерей с российским бизнесом не была доказана. В итоге и «Патриот», и «М.С.Л.» были вычеркнуты из санкционных списков.

Закон о детенизации игорного бизнеса на Украине

Первые конкретные шаги в сторону легализации игорного бизнеса были предприняты в 2015 году. Тогда на сайте Министерства финансов Украины опубликовали проект соответствующего закона, альтернативный документ представил депутат Борислав Береза. В 2016-м премьер-министр Украины Владимир Гройсман инициировал законопроект «О детенизации рынка азартных игр и обеспечении доходами бюджета с целью выполнения социальных обязательств». В обоих проектах чиновники предложили пойти по европейскому пути развития индустрии. Азартные игры планировалось вывести в правовое поле, разграничить деятельность компаний внутри сферы и строго спрашивать с владельцев казино, букмекеров и операторов лотерей исполнение новых правил.

Против любых законопроектов о легализации азартных игр последовательно выступает парламентская фракция «Батькивщина». Ее лидер Юлия Тимошенко заявляет, что подобные законы не имеют права на жизнь. Однако такая система регулирования показала свою эффективность в государствах Западной Европы. Разные страны имеют свои нюансы в игорном законодательстве, но везде работа компаний по организации азартных игр разрешается на всей территории государства с учетом большого количества ограничений. Эта схема считается более либеральной по сравнению с законами некоторых стран, например, России, где распространение отдельных видов азартных игр разрешено лишь в особых зонах.

Европейский подход к легализации игорной индустрии на Украине, по оценке экспертов, способен решить сразу несколько проблем.

Во-первых, уже существующий в стране по факту азартный бизнес был бы выведен из тени, что позволило бы пополнять бюджет государства. Именно этот аргумент приводили украинским чиновникам специалисты Международного валютного фонда, когда прописывали в дорожной карте рекомендуемых экономических реформ принятие данного закона. Рассмотрение проекта в Верховной раде увязывалось в бумагах МВФ с решением по выделению стране новых кредитов.

Во-вторых, детенизация предполагает разделение сфер ответственности игорных компаний, что позволяет эффективнее бороться с коррупцией. Реальное положение дел показывает, что весь азартный бизнес в стране по сути сосредоточен под крылом двух компаний. Принадлежащие УНЛ и М.С.Л. бренды «Космолот», «Фаворит Спорт», «Лото Пари-Матч», «Золотой кубок», «Спортлига», «Мегалот», «Золотая подкова», «Лото-Забава», «Спортпрогноз» и другие лотомаркеты сейчас взяли на себя функцию лотерейных операторов, букмекерских контор и залов игровых автоматов.

Согласно исследованиям, две трети посетителей таких заведений предпочитают именно визуализированные лотереи, то есть, видеослоты. Около 20% выбирают обычные лотерейные розыгрыши и 15% – ставки на спорт. При наведении порядка на рынке азартных игр это должно учитываться при определении стоимости лицензии для каждого вида деятельности и выведении формулы расчета налога. Кроме того появление новых игроков на легальном рынке автоматически приведет к декриминализации сферы, а также к появлению здоровой конкуренции между компаниями.

Закон о детенизации азартных игр на Украине

С принятием закона о легализации азартных игр на Украине собственникам лотомаркетов предстоит выйти из тени и платить налоги

Наконец, выход из тени позволит рассуждать о создании цивилизованных условий для гемблинга и создания положительного имиджа индустрии в глазах обычных людей. Роль государства не должна ограничиваться лишь формальным принятием закона и отслеживанием его исполнения. Европейская концепция легализации игорного бизнеса предполагает насаждение культуры игры, когда азартные развлечения рассматриваются не как возможность получения шальных денег, а как здоровая форма проведения досуга.

Представленный Министерством финансов законопроект так и не был вынесен на рассмотрение Верховной Рады. Формально этому мешает отсутствие у этого документа одобрения со стороны Антимонопольного комитета. Фактически его дальнейшему продвижению мешает сильное лобби со стороны тех же операторов лотерей, в настоящее время господствующих на рынке. Та же судьба постигла еще как минимум 4 других законопроекта об игорном бизнесе. Это не кажется удивительным, если представить, какие деньги крутятся в сфере, на хаотическое развитие которой государство сейчас закрывает глаза. Только по официальным данным Антимонопольного комитета, оборот УНЛ в 2017 году составил 934 млн гривен, а МСЛ – 308 млн. При этом обе компании при бешеном росте клубов по франшизе официально показывают уверенное падение прибыли за последние несколько лет, а значит, уменьшаются и отчисления в государственную казну.

Автор закона о государственном регулировании азартных игр в Украине Борислав Береза утверждает, что вывод гемблинга из серой зоны способно принести в бюджет страны от 7 до 9 млрд гривен. В его проекте закона помимо платы за лицензию (20 млн гривен ежегодно) упоминается специальный сбор на целевые расходы, а надзорная функция передается специально созданному органу – Национальной комиссии по вопросам организации и проведения азартных игр. По мнению Березы, Кабинет министров заинтересован в наполнении бюджета, поэтому легализация гемблинга окажется очень кстати. Сам депутат открыто говорит, что в случае рассмотрения нескольких вариантов закона будет поддерживать тот, который лучше всего отвечает интересам владельцев уличных заведений.

Даже по самым скромным оценкам, объем рынка нелегальных азартных игр на Украине достигает 1 млрд долларов. Некоторые эксперты утверждают, что в этой цифре не учтен интернет-сектор, который аккумулирует более 300 млн долларов ежегодно в виртуальных казино и онлайн-ставках на спорт. Наибольший доход приносят лотомаркеты, при выводе которых из тени государство могло бы получать крупные средства в виде налогов и сборов. Только на первом этапе реализации положений предложенного закона предполагается выручить до 2 млрд гривен от продажи лицензий. Кстати, эта статья доходов заложена в бюджет Украины на 2019 год!

В настоящее время наиболее перспективным проектом закона называется документ, создание которого было инициировано Владимиром Гройсманом. Если он будет одобрен Верховной Радой, величина сборов будет варьироваться в зависимости от расположения конкретного заведения и от вида организуемых в его стенах игр. В крупных городах стоимость лицензии составит почти 1 млн долларов, в средних – чуть более полумиллиона долларов. За каждый игровой автомат организатору игр придется платить около 1 тыс. долларов в год, за карточный стол – 5,7 тыс. долларов, за рулетку около 11,5 тыс. долларов.

***

Первую часть материала, про историю азартных игр в Украине от Запорожской Сечи до независимости, можно прочитать тут

Ознакомиться с позицией народных депутатов по поводу легализации азартных игр в Украине можно здесь.

Поделиться
Ваш отзыв
Азартный 11.03.2019

Так это что, из-за пожара у нас теперь все глухо с казино? Ну офигеть, загореться могло что угодно. Почему наш человек воспитан так, что крайних ищет не там, где нужно =\

Разум 12.03.2019

Вы не совсем правильно читаете, это не было причиной запрета, просто трагедия обратила внимание людей на то, что такие заведения в принципе есть. А СМИ подхватило информацию ради хайпа, мол, ужасные залы для лудоманов, еще теперь и люди умирают, что будет дальше и так далее. А большинство людей, они же как хомячки, им только информацию подай, чтобы было ради чего вставать по утрам. Этим воспользовались и выпилили игорный бизнес частично.

бульбаш 13.03.2019

Так есть клубы, как нет? Просто не так распространено, как на Западе. А так вон крутятся то через лотереи, то через другое легальное прикрытие. Все правильно делают. А иначе как же свобода слова?

Vitos 14.03.2019

А мне нравится чувствовать свою принадлежность к чему-то запрещенному. Это здорово усиливает азарт и адреналин)))

Медведь 15.03.2019

Сейчас в Украине сложно. Тут даже не в игорном бизнесе дело, хотя и на него влияет. Надеюсь, скоро все наладится. Мы же в Европу идем? Пусть и казино у нас будут, ка в Европе!