Ставки сделаны: что ждет рынок азартных игр в Украине
В 2009 году премьер-министр Украины Юлия Тимошенко издала указ о запрете игорного бизнеса, легально разрешив работу только государственных лотерей. На самом деле, данный запрет не работал ни 11 лет назад, ни сейчас - бизнес работал "в тени", игроманов меньше не стало, "правоохранительные" органы наполняли карманы.
Легализация "теневых" рынков - один из столпов предвыборной кампании Владимира Зеленского. Земельный рынок, янтарь, игорный бизнес - все это команда "Зе!" обещала вывести из полукриминальных сетей. Намерения новой власти совпали с интересами некоторых крупных игроков на рынке азартных игр, которые также заинтересованы в его легализации. Процесс начал двигаться очень быстро, но ровно до момента, пока "игроки" и "законодатели" не начали "перетягивать одеяло": то, что подходит одним, неприемлемо другим, и наоборот.
Сейчас этот процесс напоминает классическую украинскую бесконечную пробку, которую каждый хочет объехать. Казалось, что развязка уже близко, и законопроект об игорном бизнесе, который Рада приняла в первом чтении еще в начале года, будет принят до конца мая. Однако "дедлайны" истекли, а документ так и не появился в повестке дня Верховной Рады. Даже две тайные встречи Зеленского с отдельными крупными участниками рынка и депутатами не позволили урегулировать все спорные вопросы. Однако есть вероятность, что 18 июня 2020 документ о легализации рынка азартных игр все же будет вынесен на голосование ВР.
Основные игроки рынка азартных игр в Украин
1. Букмекеры. Крупнейшие букмекерские компании, которые представлены следующими основными игроками как "Париматч", "Фаворит" и российскими группами 1xBet, "Марафон" и "Фонбет".
Впрочем, больше всего на законодательный процесс влияют первые. Позиции "Париматч" в кулуарах власти помогают отстаивать председатель фракции "Слуга народа" Давид Арахамия и его партнер и друг Андрей Астапов - юрист ЮФ Eterna Law.
- "Париматч". Основной владелец - 70-летний непубличный бизнесмен Эдуард Швиндлерман. Еще одним соучредителем украинского ООО "Пари-матч" - 1% - является Татьяна Белорусская.
- "Фаворит" . Учредителями и владельцами компании являются Андрей Матюха и Виктория Скринченко. Первый является владельцем еще десятка компаний, на которых завязана деятельность букмекерской конторы.
Интересы в игорном бизнесе: беттинг (спортивные ставки) и видео-лотерейные терминалы (VLT).
2. Лотереи. Здесь последние несколько лет ничего не меняется. Основные игроки - компании "УНЛ" и "МСЛ", которые имеют государственные лицензии на осуществление лотерейной деятельности, и компания "Патриот", которая хотя и имеет лицензию, но фактически прекратила свою деятельность в Украине.
- "УНЛ" . Основной владелец - бывший нардеп Александр Третьяков из блока Петра Порошенко. С данной компанией СМИ также ранее связывали его соратника Глеба Загория и бывшего главу Администрации президента Бориса Ложкина. По данным СМИ, Третьяков занимается в основном операционной деятельностью, а Загорий и Ложкин выступали инвесторами. Именно Третьяков сейчас ведет переговоры от имени "УНЛ" и его советник Офиса президента Борис Баум в интервью Liga.net называл совладельцем оператора.
- "М.С.Л." . Одним из владельцев и основным представителем компании является Георгий Ложенко. Среди совладельцев также ранее называли бывших нардепов Виталия Хомутынника и Сергея Пашинского. При этом, Ложенко отрицает присутствие экс-нардепов в компании. "За 20 лет я сталкивался с разными выдумками по поводу бенефициаров "М.С.Л.". Они всегда имели политический оттенок".
Интересы в игорном бизнесе: лотерея и и видео-лотерейные терминалы (VLT).
3. Сети под лотереями. Под лицензией этих операторов-держателей лицензии работали различные сети до того, как Кабмин ввел полный запрет на их деятельность. В каждой из этих сетей - свои бенефициары.
Известную сеть "Космолот", по данным игроков рынка, ранее контролировали руководители СБУ, в частности скандально известный Павел Демчина. Другой большой сетью - "Спортлото" - руководит бывший нардеп, председатель Союза армян Украины Вилен Шатворян, который входит в окружение министра МВД Арсена Авакова.
Интересы в игорном бизнесе: видео-лотерейные терминалы (VLT), игровые автоматы.
4. Владельцы нелегальных игорных заведений. Речь идет о заведениях, которые контролируют полукриминальные группировки, правоохранители или бывшие правоохранители. По словам одного из авторов законопроекта, есть несколько крупных владельцев нелегальных заведений, у кого-то 50 залов, кто-то контролирует 100.
Интересы в игорном бизнесе: игровые автоматы, казино.
5. Казино (гостиницы). "В отелях Премьер-Палас, Intercontinental, Fairmont давно готовы помещения, оборудованные под казино. Только ждут закона", - заявлял главный советник Офиса президента по вопросам игорного бизнеса Борис Баум в интервью Liga.net.
Последние два отеля принадлежат семье Леонида Юрушева, а первый входит в сеть Premier Hotels and Resorts (5 отелей в Украине), которую связывают с российской группой VS Energy. В упомянутой группе около 10 лет работал и сам Баум, который сейчас курирует от имени Офиса президента проект об игорном бизнесе. Напомним, закон позволяет размещать казино и залы игровых автоматов только в отелях. Впрочем, Баум не видит здесь конфликта интересов и утверждает, что легализация казино в отелях заинтересует не только Premier Hotels, а еще и такие мировые сети как Hilton, Hyatt и Sheraton.
Интересы в игорном бизнесе: наземные казино, залы игровых автоматов.
6. Нардепы и чиновники. Часть депутатов сотрудничает с отдельными игроками рынка. Некоторые из народных избранников имеют свой бизнес, который тесно связан с игорным. К примеру, на двух встречах представителей отрасли с президентом присутствовал бизнесмен Илья Павлюк, который имеет свои отели на Буковине. Павлюк не имеет официальной должности и не политик, но в парламенте у него есть отдельная группа депутатов "Слуги народа". "Некоторые депутаты фракции "СН "имеют свои отели и также пытаются повлиять на процесс. А некоторые понимают, что за их спинами происходит некая "кулуарщина" и пытаются это использовать в своих интересах - мол, а нам что с этого", - объясняет ситуацию один из депутатов налогового комитета.
Интересы в игорном бизнесе: все виды.
Что нужно знать о законе
Первый законопроект о легализации азартных игр - №2285 - очень быстро показал свою нежизнеспособность, когда в Раде появилось еще семь альтернативных проектов. Так в итоге появился нынешний проект закона 2285-д о легализации игорного бизнеса, который Рада приняла за основу в январе 2020. Именно этот проект депутаты должны утвердить в ближайшее время. Накануне в документ подали 3,5 тысяч поправок. Профильный Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики принял его ко второму чтению, оставив только половину из них.
Впрочем, основные решения принимаются не на заседаниях комитетов, а на закрытых встречах с Владимиром Зеленским. Первая такая встреча состоялась в начале мая, вторая - в начале июня. На них присутствовали депутаты налогового комитета, бизнесмены, председатель фракции "СН" Давид Арахамия, представители Офиса Президента и советник ОП Борис Баум.
Встречи на Банковой позволили прийти к консенсусу по всем спорным вопросам. Профильный комитет на своем последнем заседании, несмотря на сопротивление отдельных депутатов , подтвердил все договоренности с встреч в ОП. Все, кроме одной.
10 ключевых норм закона о легализации азартных игр
- Первое. Предлагается создание отдельного государственного органа - Комиссии по регулированию рынка азартных игр, в состав которой войдут глава и шесть членов. Она будет осуществлять лицензирование, мониторинг и контроль за деятельностью участников рынка.
Эта норма, похоже, станет наиболее противоречивой и скандальной.
Дело в том, что новоиспеченный председатель Национального совета реформ Михаил Саакашвили предложил свою концепцию рынка азартных игр. Большинство предложений были отвергнуты, но Зеленский согласился с доводами относительно коррупционных рисков, которые содержит в себе "игорная комиссия", и выступил против ее создания. Вместо создания регулятора, по предложению Саакашвили, вопрос определения уполномоченного органа предлагалось отдать на усмотрение Кабмина.
Впрочем, налоговый комитет ВР поступил иначе. Более того, депутаты поддержали поправку депутата "СН" Александра Дубинского, которая дает квоту именно налоговому комитету на назначение членов в упомянутую регулирующую комиссию. "Больше всего на создание Игорной комиссии рассчитывают Баум и Павлюк. Первый хочет ее возглавить, а второй требует протолкнуть на должности членов своих людей", - поделился со СМИ один из членов налогового комитета.
- Второе. Общие требования: возраст игрока - не менее 21 года, идентификация на входе в заведение и реестр игроков, которым ограничен доступ к азартным играм. Не могут быть организаторами и участниками азартных игр представители государства-оккупанта.
- Третье. Наземное казино только в 5-звездочных отелях. Лицензия будет стоить 2 млн долл - для Киева (от 150 номеров), 1 млн долл - для других населенных пунктов (от 100 номеров).
Будут предоставляться бесплатные инвестиционные лицензии казино на 10 лет при условии строительства 5-звездочного отеля. Для Киева - строительство отеля не менее чем на 200 номеров, в других регионах - 150 номеров.
В отдельных зданиях загородных комплексов можно будет открыть казино, если их площадь составляет не менее 10 тысяч кв.м. и имеется 5-звездочный отель.
- Четвертое. Залы игровых автоматов можно будет размещать в 3-,4- и 5-звездочных отелях. Лицензия - 250 тыс. долларов + 100 долларов в месяц за каждый игровой автомат.
Ограничения для гостиниц Киева - не менее 50 номеров, для других населенных пунктов - 25 номеров. Лицензия предоставляется на 250 автоматов, в одном зале должно быть минимум 50.
- Пятое. Разрешается создание специальных игорных зон по решению правительства. В общей сложности, не более пяти зон в Украине.
- Шестое. Вход в бизнес онлайн-казино будет стоить 200 тыс долларов. Лицензия будет выдана на один сайт.
- Седьмое. Букмекерская деятельность будет разрешена как в режиме онлайн, так и в наземных конторах. Впрочем, такие конторы можно будет размещать только в трех-, четырех- и пятизвездочных отелях или на ипподроме. Ставки только на реальные события, виртуальные под запретом.
Стоимость лицензии - 1 млн долл в год, до подключения к системе онлайн-мониторинга - втрое больше. Еще 500 долл в месяц - за одну наземную букмекерскую контору.
- Восьмое. Лицензия на лотерейную деятельность - на основании тендера. Будут выданы не более трех лицензий, стоимость лицензии - 500 тыс. долларов США.
Запрещаются видео-лотерейные терминалы (VLT - автоматы, который позволяют делать ставки на исход видеоигры и работают по принципу генератора случайных чисел) и другие устройства визуализации.
В 2012 году в закон о лотерейной деятельности внесли изменения, позволившие операторам использовать VLT. Они относятся к лотерейному оборудованию и разрешены во многих странах. Однако в Украине под видом VLT некоторые сети установили нелегальные аппараты и по факту открыли салоны игровых автоматов.
Также операторам лотерей запрещается использовать любое игорное оборудование, лотереи "тото" и "проводить розыгрыши, напоминающие азартные игры".
- Девятое. Разрешается организация игр в онлайн покер, лицензия - 200 тыс. долларов на один сайт. Покер на реальные деньги (не турниры) будет возможным только в казино. Спортивный покер (турнирный покер) - считается спортивной игрой, порядок проведения турниров определяет профильное министерство.
- Десятое. Цена лицензии для онлайн-казино, букмекеров, залов игровых автоматов в гостиницах будет стоить втрое больше до введения в действие системы онлайн-мониторинга. По факту это означает, что тройную плату участники рынка будут платить еще не менее двух лет.
Что не так с мониторингом
На первый взгляд может показаться, что авторы проекта уделили значительное внимание вопросу контроля за участниками рынка. Так, в документе говорится об "обязательном использовании организаторами игр онлайн-системы, которая будет фиксировать каждую операцию и передавать информацию в государственную систему мониторинга в режиме реального времени". Вместе с тем, указано, что система онлайн-мониторинга заработает не сразу, а через 2-2,5 года.
Без системы онлайн-мониторинга никто не знает, сколько конкретный игровой автомат, стол казино, букмекерская контора, или лотерейный оператор выиграли денег и сколько человек в целом сыграло.
По данным СМИ, "Париматч" является одним из крупнейших противников введения мониторинговой системы. В компании, во-первых, не хотят, чтобы кто-то из государственных органов имел доступ к их клиентской базы. Во-вторых, реальные обороты букмекеры также не готовы показывать.
"Там все очень логично. Швиндлерман (владелец" Париматч") капитализирует компанию и уходит из бизнеса. Цена этой компании будет выше, если у нее будет эксклюзивная база игроков без риска, что ее купят конкуренты, и выше заработок, потому что реальных доходов компании никто не знает ", - говорит представитель одного из участников рынка.
Показательным здесь является польский пример. В 2017 правительство Польши коренным образом изменило игорное законодательство и ввело систему централизованного мониторинга рынка. До сих пор это требование не было обязательным. Это положительно отразилось как на обеспечении безопасности игроков, так и на росте поступлений в бюджет. Последние три года Польша демонстрирует высокую динамику роста.
В отчете компании Fantini отмечается, что Totalizator Sportowy, который является лотерейным оператором и организатором рынка игровых автоматов Польши, в 2019 году увеличил доход на 78% - до рекордной суммы в 2 558 000 000 долларов. В 2018 году отчисления оператора в бюджет страны составили 595 млн долларов.
Депутаты отмечают, что на создание системы онлайн-мониторинга могут уйти годы, а привлекать средства в бюджет надо уже сейчас. По мнению одного из участников рынка, вопрос можно решить за полгода, купив такую систему у одной из пяти мировых сертифицированных компаний. Стоимость - от 250 до 500 тыс. долларов.
Что получит бюджет
Авторы нынешней концепции рассчитывают пополнять бюджет ежегодно от 150 до 200 млн долларов на основании налоговых отчислений рынка и платы за лицензии. Большинство представителей рынка считают стоимость лицензий в большинстве случаев заниженной.
"Выглядит так, будто часть рынка договорилась об отсрочке, чтобы не платить больше в бюджет. В три раза увеличена стоимость лицензии - это крохи. Тот же самый "Париматч" выбросил 50 млн долл только на рекламу, при этом стоимость лицензии для букмекеров к внедрению онлайн-системы - 3 млн долл в год", - говорит представитель одной из букмекерских компаний. Один из представителей налогового комитета ВР считает слишком низкими сборы для игровых автоматов (100 долларов в месяц с автомата). "Такую сумму дохода оператору одна машина дает лишь за день", - отмечает он.
Что же касается налогообложения , то этот вопрос данный законопроект не решает, оно будет рассматриваться в рамках отдельной законодательной инициативы.
И здесь уже есть пять версий законопроектов. Четыре из них предусматривают введение налога с GGR и налога на прибыль. GGR - это валовой доход игорного заведения. Для его расчета используется простая формула: GGR = А - В, где "А" - общая сумма сделанных игроками ставок, а "В" - сумма полученных выигрышей. Часто именно этот показатель используют при расчете налоговых отчислений. Как правило, сумма налога составляет определенный процент от GGR.
№2713
Заблоцкий М.Б. Марусяк О. Р. |
№2713-1
Наталуха Д.А. |
№2713-2
Дубинский А.А. |
№2713-3
Дубнов А. В. |
№2392
Мулик Р.М., Струневич В.А. |
|
Налог на GGR (валовой игровой доход) | |||||
Казино | 10% | 12,5% | не предусмотрено | С ПК исключаются все положения о налогообложении этих видов деятельности, следовательно будет действовать общее правило - налог на прибыль по ставке 18%. | 20% |
Интернет-казино | 10% | 12,5% | 25% | 20% | |
Залы игровых автоматов | 10% | 12,5% | 25% | 20% | |
Букмекерская деятельность | 10% | 7,5% | 25% | 20% | |
Лотерея | 10% | 22% | 25% | 20% | |
Подоходный налог | 18%, налог на доход не является разницей и не уменьшает финансовый результат до налогообложения | 18%, налог на доход является разницей и уменьшает финансовый результат до налогообложения | 18%, налог на доход является разницей и уменьшает финансовый результат до налогообложения | не предусмотрено | |
Выигрыши | Не облагаются | Не облагаются | Не облагаются налогом, но налоговый агент подает в ГНС информацию о сумме выигрыша, если он превышает размер, установленный законом о финмониторинге | Не облагаются | Ставка 0% |
17 июня соответствующие законопроекты рассмотрит налоговый комитет и определится с основной концепцией. По словам депутатов, принятый комитетом проект также может быть вынесен в один день с основным законом о легализации игорного бизнеса.
Статья подготовлена по материалам онлайн-источника Экономическая правда.